После смерти последнего императора империи, Мартина Септима, который правил не так уж долго, как его предшественники, в империи настали смутные времена. Близился конец третьей эпохи – близился распад Империи. Конечно, Совет Старейшин предвидел такой ход событий и даже боялся этого, так как у Империи не было ни моральных, ни человеческих ресурсов, чтобы вести еще одну войну. Так же Совет предполагал отрешение очень сильных рас и создание между ними союзов, что было очень невыгодно – Империя могла не выдержать их мощных ударов.
Первыми ситуацией воспользовались данмеры, которые решили отомстить имперцам за оккупацию Морровинда. Они начали собираться с разных краев Империи в Чейдинале, где графом был Андел Индарус. Факт явного переселения данмеров в Чейдинал мог показаться подозрительным имперским властям, но так как граф был темным эльфом, он отвлек на нужное время внимание властей от этого этой проблемы, послав убийц с заданием – инсценировать покушение на канцлера Окато. После чего Совет решил усилить охрану города, и тут граф любезно предложил большую часть охранников города. Чейдинал остался практически без защиты. И на следующую же ночь Андел Индарус отдал приказ атаковать – город был полностью очищен от всех рас, остались только данмеры. А так как темные эльфы славились своим умением обороны городов, Чейдинал стал практически неприступной крепостью, под которой имперцы, пытаясь отвоевать город, оставили тысячи своих воинов, когда данмеры потеряли несколько сотен. Их покровителем стала Азура – принцесса судьбы.
После чего у Альтмеров (высших эльфов) началась «мания величия»: по своей сути маги очень надменны и практически всегда стремятся получить все больше силы, которая дала бы им власть и могущество. В Гильдии магов Анвила собрались одни из самых могущественных представителей этой расы для проведения экспериментов по созданию искусственных артефактов с помощью алхимии и мощных заклятий. В ходе успешно проведенных опытов понадобилось много велкиндских камней, которые являлись самым мощным источником магической энергии. Из гильдии был послан запрос канцлеру в Имперский город, с просьбой выделить средства и людей для этих целей. Но Совет Старейшин счел это очень опасным и не только не дал людей и средства, а еще и пригрозил смертной казнью, если Альтмеры попытаются провести эксперимент самостоятельно. Высшие эльфы не собирались подчиняться: из того, что уже имелось они создали каждому представителю этой расы, находящемуся в городе по амулету, на который были наложены чары, полностью защищающие от электричества. После короткой подготовки они объединили свои силы и вызвали огромную шаровую молнию, которая накрыла весь город. Их покровителем стала Мефала – принцесса интриг.
Так как Империя начала снова отстраиваться после войны с Дагоном, Великий и Западный лес стали вырубаться в больших масштабах. Тут и наступило время заявить о себе лесным эльфам – они решили, что имперцы вслед за Морровиндом они оккупируют Валленвуд. Они выбрали город, который был ближе всех к Валленвуду – Скинград, и напали на него ночью, после чего там и обосновались, когда город был очищен от жителей. Их покровителем стал Гирцин – принц охоты.
Примерно так же складывалась новая судьба аргониан и хаджитов. Испугавшись, что Трибунал поработит Империю и они снова станут рабами, хаджиты и аргониане запросили помощи у Совета Империи чтобы выделили побольше охраны в города Леавин и Бравил, где жило большинство представителей этих рас. Но Совет в помощи отказал. Из-за чего аргониане решили захватить город Леавин, а хаджиты захватили город Бравил, там был их любимый скуумовый притон. Дождавшись наступления сумерек они почти одновременно напали на эти города и вырезали там всех до единого. Покровителем хаджитов стал Сангвин – принц веселья, а покровителем аргониан – Перит, король драконов.
В то же время интересные события развивались в только что отстроенном Кватче. Оркам, как лучшим строителям, поручили отстраивать город после нашествия Деадр. Отстроив его, орки заявили на него свои права, но Совет в правах им отказал. Но так как для орков не существует слова «нет», они решили эту проблему привычным им способом – вышибли немногочисленных сторожевых из Кватча и обнесли город своими знаменитыми во всем Тамриеле оградительными баррикадами.
Единственными, кто остался верен Империи, были норды (Брума), редгарды (Имперский город), бретонцы (Коррол) и, естественно, сами имперцы (Имперский город).
Позже из всего этого обозначились три мощных союза: «Союз высших рас» - союз высших эльфов и темных эльфов; «Союз освобождения» - союз хаджитов, аргоиан, лесных эльфов и орков; и наконец «Имперский союз» - сюда входили все людские расы: имперцы, норды, бретонцы и редгарды. Все три эти союза уже были готовы к войне, которая вот-вот развернется в Империи. Осталось лишь сделать первый шаг…